Главная » Статьи » Авторская колонка |
Часть 3. Немного о компьютерных симуляторах
Зимние межсезонье можно проводить по-разному. Если хватает средств - выезжать на зимние соревнования в соседние регионы. Вообще я считаю это отличный вариант для поднятия уровня мастерства пилота, так как где еще - если не на зимних гонках, учиться самой сути спортивного вождения...Плачевно, что в Саратовской области зимний картинг не развит впринципе - может всем нам стоит уделить этой дисциплине чуть больше внимания, чем последние полтора десятилетия? Ну да ладно, на этот раз речь пойдет не об этом. Последнее время в мировом автоспорте все больше и больше внимания уделяется компьютерным симуляторам - как одному из инструментов хорошей подготовки пилотов перед соревнованиями, неговоря уже об обкатке различных технических новинок и решений. И не каждый из вас знает, что за основу таких компьютерных программ зачастую берутся симуляторы - доступные каждому из нас. Сейчас речь пойдет о компьютерном симуляторе rFactor. rFactor это не полноценный законченный "попсовый" продукт, rFactor - это набор физики спортивного автомобиля, платформа - под которую каждый производитель создает свои моды - гоночные серии. Модов для rFactor'a существует огромное количество - начиная от картинга, заканчивая Формулой 1. Очень реалистичный симулятор, непохожий на все однотипные "аркадные полугонки" (второе название быдло-гонки) типа NeedForSpeed и им подобные. Симулятор сложный, если не сказать большего...совсем большего...Если хочется получить максимум отдачи - необходимо обязательно обзавестись хорошим, именно хорошим, манипулятором (обзор таких устройств будет приведен немного ниже) - обычная клавиатура будет, как минимум, неуместна (хотя для отдельным личностям абсолютно безразлично на чем выигрывать, но об этом чуть позже). По материалам Википедии: "В пользу реалистичности поведения машин rFactor говорят те факты, что игру высоко оценил чемпион мира по Формуле-1 Кими Райкконен, а Михаэль Шумахер использует его в качестве тренажёра в своем картинг-центре в родном городе Керпен, также во время чата с читателями сайта www.f1news.ru российский гонщик Формулы-1, Виталий Петров, признался, что изучал незнакомые трассы именно на этом симуляторе".
от автора: Приучаться к различным компьютерным автосимуляторам я начал примерно лет с шести. Не знаю почему именно тогда - ни о картинге, ни о Формуле 1 я тогда знать не знал. В начале 90-х были такие знаменитые компьютеры Синклеры или ZX-Spectrum, игры загружаемые с обычных кассетных магнитофонов, загружаемые далеко не с первого раза, и далеко не с любого магнитофона...Тогда то и началось наматывание кругов. Да смешно, да три квадрата ограниченные трассой - двумя полосами по бокам, но как это тогда считалось круто...Так как времени у тогда, даже еще не школьника, было хоть отбавляй - "ездил" много, всмысле совсем много, я думаю не каждый понимает насколько)) Zx Spectrum: Nigel Mansell's Grand Prix
Хочется отдельно написать про компьютерные "рули". Тут стоит четко понимать - или вы приобретаете хороший руль, которых существует две три модели, или вы не покупаете вообще ничего, поймите меня правильно - совсем ничего, ибо удовольствия, и какойто даже минимальной пользы от пластмассовой пустой крутилки, прикрепляемой к столу присосками, вы не получите совсем, я скажу больше - сильно разочаруетесь. Ниже приведем немного советов родителям, как самым многочисленным покупателям компьютерных рулей, а также поможем выбрать руль людям уже четко осознавшим свою потребность в данном девайсе. Советы родителям. Так как моя основная работа напрямую связана с общением с людьми на компьютерную тематику - очень часто родители задают вопросы, какой лучше купить руль ребенку на День рождения? Очень часто я отвечаю - никакой. Здесь существуют два основных заблуждения родителей. 1. Нет смысла покупать компьютерный руль ребенку - у которого на стене висят плакаты из последней "Страны Игр" на темы, явно не касающиеся автогоночных дисциплин впринципе, на столе лежит хорошо "попользованная" мышь X7 в дуэте с хорошей гарнитурой, глядя на которую становится понятно что словосочетания "он на базе", "тупой бот" и тому прочее ей приходится выслушивать ежедневно, и довольно большое количество раз. А ведь покупают, и зачастую хорошие и дорогие девайсы - которые пылятся потом, недооцененные, в уголке, так как горе-ребенок проехав пару раз на настроенном через одно место руле, на сделанной через одно место игре, еще раз убеждается, что для него роднее кровавые стрелялки-убивалки, так как лишние "напряги" ему не нужны. Больно смотреть потом на такие брошенные манипуляторы, ей богу. 2. Есть и вторая категория, плавно выплывающая из первой - ваше чадо круглосуточно наматывает круги в каких-то гонках, вы смутно понимаете в каких, и что вообще происходит на экране, но твердо уверены в том, что руль ему обязательно поможет, и окажется как нельзя кстати. Как велико потом удивление родителей - когда опять же, после пары часов откровенных мучений, руль убирается в дальний угол - и наматывание кругов, убивание об стену себя и своих друзей в извращенно-аркадном "NeedForSpeed" или чем-то подобном, у ребенка происходит на привычной ему клавиатуре. Если вы не уверены, что вашему ребенку нужен компьютерный руль - никогда не стоит его покупать, это лишняя трата денег и вашего времени. Также никогда не стоит что-то навязывать, или насильно принуждать ребенка чем-либо заниматься - только потому, что вам кажется это правильным. А занятие профессиональными автосимуляторами, у среднестатистической молодежи, мягко сказать, нынче не в моде. В лучшем случае это, как мы уже говорили, убивание себя и своих оппонентов об стену в быдло-аркадных гонках под весело-задорный смех с картошкой-фри и колой (или чипсы и .....?). Деградация скажете вы? С точки зрения спортсмена автогонщика, или человека очень сильно больного гонками - да деградация, с точки зрения обычного человека не повернутом на гонках впринципе - вполне нормальное поведение. Поэтому если вы, родители, на гонках "повернуты" - это далеко не значит, что на гонках "повернуты" и ваши дети, и не стоит их к этому принуждать, или пытаться доказать что это правильно. Также бывает, что ребенок сам не определился чего хочет, сегодня одно завтра другое. Если вы видите такую ситуацию - поинтересуйтесь с какой целью он просит у вас руль, если четкого ответа не последует - знайте вероятность постоянной прописки в дальнем углу детской комнаты у руля очень велика. И только тогда, когда ребенок подходит и говорит вам: Мам(Пап), я вчера установил такой хороший симулятор - но Ваня (Петя, Саша и т.д.) меня обгоняет, так как у него хороший аналоговый руль - а не цифровые засаленные кнопки клавиатуры. Купите мне пожалуйста такойже - я ему попу надеру, вы можете быть уверены что ваши силы и средства на приобретение этого девайса не будут потрачены впустую. И такие дети есть, и немало. Сейчас многие родители возмутятся, что мол автор этой статьи очень категоричен, и ребенка мол надо чем-то, как-то завлекать и т.д. Но не стоит заниматься самообманом - ребенок или хочет чем-то заниматься или не хочет, тут конечно дано и третье - заставить его чем-то заниматься, но о результатах как таковых говорить не приходится. И неизвестно кому это сомнительное занятие быстрее надоест - измученному, озлобленному ребенку, или уверенным в правильном пути воспитания, вам. И это касается не только темы покупки компьютерных рулей, я думаю вы все это понимаете. Итак, уважаемые родители, вам или пора закрывать эту нудную интернет страницу, или же наоборот - продолжить читать дальше, чтобы узнать какой все-таки стоит купить руль - чтобы не потратить средства впустую. Какой руль выбрать? При покупке компьютерного руля стоит помнить одно правило - руль бывает или хорошим (а как следствие не самым дешевым), или никаким. Во вторую категорию входят все устройства которые стоят примерно 1-2 т.руб., крепятся присосками к столу, их разработчики никогда не слышали о словосочетании "обратная связь", зачастую являющиеся универсальными (ПК, SonyPS и т.д.). Конечно если сей девайс достался вам в подарок, или по наследству - то грех не опробовать его в действии. Но тратить своих средств на такие "китайские недорули" право не стоит... "Китайский недоруль"
Теперь поговорим о "правильных рулях". Всеми он-лайн рейсерами общепризнанна такая марка производителя, как - Logitech. Хит всех времен и народов, неповторимое сочетание цена-качество - Logitech Momo Racing Force Feedback. Официальные продажи в России начались с середины 2003 года (!!!). За немного неполное десятилетие этот хитовый продукт успел поселиться более чем у 60-70 процентов профессиональных симрейсеров. "Logitech Momo Racing Force Feedback"
Комплект состоит собственно из самого руля, и блока педалей. На рулевом колесе присутствуют программируемые 6 кнопок, а также подрулевые переключатели-лепестки. В одном блоке с рулевым колесом находится рычаг коробки передач секвентального типа (переключение передач происходит движением рычага вниз-вверх, для переключения передач ниже-выше соответсвенно). Руль идеально подходит для симуляторов формульного типа (все классы машин с открытыми колесами), а также раллийных гонок. Неповторимый Feedback (обратная связь) - производители многих игр "пишут" обратную связь именно под данный продукт. Абсолютно ничего лишнего - только органы управления спортивной машиной, и правильные ощущения и чувство гоночного болида - наверное во многом благодаря именно этому MOMO Racing стал бестселлером десятилетия. Но спешим вас огорчить, официально продажи Logitech MOMO Racing закончились еще в прошлом году - так что найти в продаже новые МОМО у вас врятли получится, но зато рынок БУ довольно сильно насыщен данным продуктом, причем, по причинам описанным выше, зачастую практически в неиспользованном (читай - новом) состоянии. Если вы не смогли подыскать достойный MOMO на различных барахоках рунета, или покупка девайса в БУ состоянии противоречит вашим жизненным принципам - ваш выбор Logitech G27 Racing Wheel. "Logitech G27"
Более дорогое решение, но в тоже время, по отзывам пользователей, зачастую превосходящее по качеству и своим непосредственным обязанностям, устройство. Угол поворота рулевого колеса - неприличные для любого спортсмена-кольцевика 900 градусов (2.5 оборота)! Но не пугайтесь так сразу - в настройках драйвера к устройству все параметры меняются, и вернутся к более привычным 230 градусам труда не составит. В комплекте идет рулевое колесо с 6-ю программируемыми кнопками, подрулевыми лепестками, а также индикатором RPM - т.е. цифровым тахометром (чтобы вам было более понятно - индикацией оборотов как на AlfanoPro), блоком из трех педалей, а также отдельным блоком с дополнительными 16-ю программируемыми кнопками, манипулятором D-Pad, и 6-ти ступенчатой коробкой передач - которая может работать в секвентальном режиме. Педали изготовлены из металла, для большей точности и плавности движения руль оснащен несколькими оптическими датчиками. Вобщем руль напичкан современной электроникой по полной программе. Одно смущает - какойто легкий налет аркадности - врятил 6-ти ступ. кпп. пригодится вам в симуляторе Ф1, или классическом Ралли, также непонятно наличие такого большого количества кнопок на блоке управления КПП. Также со спортивной точки зрения не совсем понятно, зачем такому девайсу угол оборота руля сделали равным 900 градусов...Но в целом качество исполнения, и общие ощущения от вождения находятся на высоком уровне. По отзывам симрейсеров - от G27 можно добиться чуть больше, в плане конечных результатов, чем от МОМО Racing. Существует еще несколько основных производителей компьютерных рулей, но если говорить о серьезных занятиях он-лайн симуляторами, не стоит изобретать велосипед - и выбрать себе что-то из предложенных контроллеров Logitech. Playseat от RedBull и Себастьяна Фетталя построен на базе Logitech G27
от автора: Ближе к концу 90-х стали появляться довольно мощные, по тем временам, игровые приставки: Денди, Сега. К тому времени я только начал интересоваться Формулой 1 - и как следствие игры выбирал в основном на эту тематику. Из игр запомнились Aryton Senna's Super Monaco GP и Virtua Racing. Последняя из них являлась большой редкостью - и охотится за ней мне пришлось пару месяцев...Уже прибывая в среднем школьном возрасте, у меня все еще оставалось достаточно времени, которое я уделял тогдашним "симуляторам". Virtua Racing SegaMegaDrive 2
Aryton Senna's Super Monaco GP II
В 1999-м году я впервые для себя открыл Sony Play Station. Одной из первых игр была F1 1997 Championship Edition. Это было откровением - я понял что все то, что я видел до этого ровным счетом ничего не значит. На самом деле - все пришлось начинать с нуля, по сути именно эта игра открыла мне путь в настоящий сим-рейсинг. Опять же - ездил много, на одной трассе доходило до 1000 кругов тренировок... F1 1997 Championship SonyPlayStation По контроллерам пожалуй все, теперь перейдем непосредственно к игровым приложениям - в простонародье играм. Напомним, что в этой статье мы рассматриваем игры - максимально приближенные к реальности, игры - которые могут помочь спортсменам в их нелегком труде, в общем рассматриваем мы самые хардкорные симуляторы. Поэтому любители убиться об стенку на бугатти верон в очередной "быдло-аркадной недоигре" - идем на кухню, и нервно курим у форточки. На персональном компьютере существует огромное множество различных симуляторов. Одним из самых популярных и общепризнанных (если говорить о формульных гоночных сериях), как мы уже и писали вначале статьи, является rFactor. Существует достаточное количество различных Всероссийских интернет проектов-чемпионатов. Самые известные из них: www.osrw.com, www.vcors.ru, http://симрейс.рф и др. До недавнего времени проводились Саратовские областные интернет чемпионаты (http://portal.san.ru), но сейчас этот проект заморожен. от автора: После появления PlayStation, на моей улице поселился праздник - игры сыпались как из рога изобилия: F1 1998, F1 1999, F1 2000. Поездить удалось на всем, поездить немало. В 2001-м наконец то появился собственный персональный ПК - и снова симуляторы. Спустя год после появления ПК я приобрел себе руль - на то время довольно модный, в настоящее время - невероятный отстой. Руль не имел никаких креплений - он тупо зажимался между ногами, очень смешное зрелище - но в таких позах я катался еще около 3-4 лет (!!!) А потом пришла эра областных чемпионатов...Впервые я узнал об их существовании летом 2007-го, тогда же и зарегистрировался - и понеслось...окончание 2007-го года мы проводили на игре F1 Challenge 99-02 от Electronic Arts. Но уже этой же зимой полностью перешли на rFactor. На тот момент игровым контроллером у меня твердо прописался Momo Racing. С тех пор прошло порядка 4-х чемпионатов. А вот теперь я расскажу вам о самом интересном... Мало кто знает, что например Виктор Рудев (чемпион Саратовской области 2011г. в классе машин Ракет-120) участвовал во всех областных чемпионатах, и начинал он немного раньше меня. Наше первое знакомство заочно произошло как раз непосредственно в одной из гонок. Практически никому не известно, что Бобьяков Иван - насмотревшись у своего друга, Рудева Виктора, на все онлайн баталии - присоединился к областным чемпионатам в конце 2007-го, и с тех пор не пропустил ни одного (Иван вообще является областным уникумом - он единственный, играя на клавиатуре, кто может привести полсекунды хорошим пилотам на Логитечах...). Будте в курсе, что Шафнер Вячеслав и Наконечнюк Олег (в настоящее время Олег продолжает активно участвовать во всероссийских онлайн проектах) тоже являлись постоянными участниками областных чемпионатов rFactor'a. И наконец, вы не поверите - Варюшкин Михаил, неоднократно, эпизодически, принимал участие в rFactor'овских баталиях. За все время проведения областных онлайн чемпионатов - все участники довольно сильно сдружились, неоднократно встречались на всевозможных сходках. Гран-При Сингапура. Последняя гонка сезона 2008. Борьба за титул чемпиона у Бобьякова Ивана. Motodriver - Бобьяков Иван, Boker - Рудев Виктор, Driver - Бражников Роман, Slava39 - Вячеслав Шафнер, Beerkin - Варюшкин Михаил.
Сходка rFactora Июнь 2008-го
Сходка rFactora Июль 2009. Поволжское лето 2009
"Обычные" онлайн гонщики постоянно посещают картинговые гонки - чтобы поддержать "своих". Поволжское лето 2009
И что точно мало кому известно, свидетелем на моей свадьбе стал мой неизменный напарник по команде в областных онлайн чемпионатах - Ткаченко Кирилл (Двукратный онлайн чемпион области, Двукратный Российский чемпион проекта Vcors.ru). Кирилл сам из Балакова - и первый раз приехал к нам в гости после полугода проведенного вместе в одной команде...Теперь Кирилл готовится стать крестным. Вот так какие-то несерьезные компьютерные гонки, серьезно влияют на жизнь обычных людей. Оффициальный сайт игры - rFactorcentral.com. rFactor является не полноценной игрой как таковой. Это своего рода скелет гоночного болида - с набором физики. Под rFactor пишутся моды различных гоночных серий. Т.е. это отдельный набор графики и физики, заточенной под определенный тип машин - ну и множество других нюансов. Стоит отдельно отметить - под rFactor существуют и картинговые моды. Причем, по словам Наконечнюка Олега, последние из них сделанные довольно достойно. Гоночные трассы тоже ставятся отдельно - их существует огромное количество, так скажем около 90 процентов из всех существующих в мире. Что тут говорить - если под rFactor уже написана Нижегородская трасса N'Ring - и выезжая на Нижегородские соревнования в 2011 году, Долинга Александр проехал немало кругов на компьютере. Вернемся к модам - гоночным сериям. Разнообразие которое предстает перед нами просто ошарашивает. Тут есть все - начиная от гонок довоенных Миджетов, заканчивая Формулой 1 сезона 2011 года. Формула 1 (практически все исторические сезоны, гонщики и болиды), Индикар, Формула 2, Формула GP, Формула BMW, Формула Renault, Картинг, Гонки грузовиков, множество кузовных серий, Наскар и т.д. Вы можете установить любое количество гоночных серий в свой rFactor - и менять их в настройках, не выходя из игры. Таким количеством модов не может похвастать ни один авто-симулятор. rFactor F1 1979
Есть в игре также и минусы - о которых нельзя не сказать. И самый большой из них - это отсутствие дождевых условий. Т.е. дождя в игре нет совсем. Но на подходе уже вторая часть игры - Rfactor 2, которую с нетерпением ждет все мировое симрейсинговое сообщество. Обещают и дождь, и ультра-реалистичную проработку повреждений, усовершенствованный алгоритм обработки работы подвески и т.д.Настроек в игре великое множество - начиная от настройки непосредственно руля, заканчивая настройкой гоночной машины. Невероятное количество параметров: подвеска, дифференциалы, передаточные числа в коробке передач, давления в шинах, сход-развал, картография двигателя, развесовка болида, угол атаки антикрыльев, толщина тормозных дисков, величина тормозного усилия, величина дорожного просвета - и многое многое другое. Как говорится "без бутылки" не разберешься :-D Разобраться во всем с первого раза будет тяжело - но это того стоит. Настройки подвески
Основные настройки
Насколько ценны будут такие покатушки с точки зрения приобретения какого-то, пускай даже минимального, опыта? Все зависит от вашего желания, или нежелания извлечь из данной игры максимум. Если вы сели просто прокатится на болиде Ф1, не вникая в подробности - легко выставляем все помощи на максимум, берем клавиатуру, и имеем на выходе две педали газ тормоз - и пару кнопочек влево-вправо. С таким несложным набором управления справится практически любой человек. Но мы же никогда не ищем легких путей - поэтому, для начала, убираем все помощи на среднее значение, ставим перед собой руль - и начинаем учится трогаться с места, я уже не говорю о том, чтобы куда-то быстро ехать...В целом, имея стаж в этой сфере порядка 20 лет, могу сказать что современные симуляторы приблизились к такой грани - которая действительно позволяет говорить о том, что все это не пустой звон. Я даже скажу больше - управлять виртуальным болидом на пределе возможного гораздо сложнее, чем реальным (имею только опыт управления спортивным картом, до болидов дело конечно еще не доходило - но все же думаю смысл остается одним). Управляя в реале - кроме мозгов, ты еще имеешь физическую информацию - ты чуствуешь как ведет себя машина - когда начался снос, когда до него еще далеко, и так далее. В виртуальных гонках вся информация обрабатывается только головой - и нащупывать эту грань приходится не телом а мозгами. Скажу проще - после каждой более менее серьезной гонки, я полчаса разминаю сведенные кисти рук, плечи, выжимаю трусы, ползаю в скрюченном состоянии по комнате - пытаясь выпрямить спину и т.д. У меня стоят электронные весы - доказано неоднократно, после часовой гонки можно скинуть от 400 до 800 грамм живого веса...Такой нехилый тренинг для головы, и стресс для тела, получается. И я точно уверен, что не имея опыта виртуальных гонок, некоторые мои результаты на реальных трассах могли бы быть гораздо хуже...rFactor F1 2012 Так что, если вы ищете чем же вам заняться в межсезонье - думаю хорошие компьютерные рули и автосимуляторы позволят вам не только быстро скоротать время, но и подчерпнуть для себя что-то новое в настройках - а там глядишь и в пилотаже ;-) Но никогда не стоит забывать что даже самый "ядреный" симулятор - это все-таки всего лишь игра, которая создана в первую очередь просто для развлечения... P.S.: А теперь внимание - вопрос родителям, которые все-таки дочитали статью до конца - вы все еще хотите подарить руль своему ребенку? :-D www.karting64.ru © Бражников Роман
| |
Просмотров: 7943 | Комментарии: 5
| Теги: |
Всего комментариев: 5 | |
| |